1. Решил сделать обзор Арбатско-Покровской линии без станции "Курская". Три раза туда приезжал, и все время очень много народа. Вот уж где "Moscow never sleeps". Не представляю, как снимать "Комсомольскую". Там людей еще больше :). Обзор начну с "Кунцевской", станция на которой я живу и с которой начал свой проект. Недавно увидел ее в немного необычном ракурсе. С высоты 14-ти этажного дома. Правда объектив - 300-ка :).
2. А это панорама прилегающей местности:
3. Вернемся к линии. Количество станций на линии - 22:
"Народное творчество" на перегоне "Славянский бульвар"- "Кунцевская"...
4. ...и на станции "Бауманская". Надпись находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону "Щёлковской", под последней вентиляционной решёткой. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина составляет около 8 сантиметров, высота составляет около 1,5 сантиметра. Происхождение и значение надписи неизвестно.
5. Восточная часть линии ("Щёлковская" — "Партизанская") мелкого заложения с одной наземной станцией "Измайловская", западная часть ("Пятницкое шоссе" — "Славянский бульвар", не считая участка линии глубокого заложения, проходящего по Северо-Западному тоннелю) также мелкого, с наземной "Кунцевской". Средняя часть ("Семёновская" — "Парк Победы") глубокого заложения.
Наземный вестибюль ст. "Семеновская", бывшая "Сталинская". Без барельефа Сталина в лавровых венках, в верхней часте, выглядет простовато.
6. По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок "Площадь Революции" - "Курская" был подключён к участку первой очереди "Улица Коминтерна" (ныне "Александровский сад") — "Киевская". Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй), что, вероятно, объясняется наличием на Горьковско-Замоскворецкой линии депо (ТЧ-2). В целях ускорения строительства запланированные станции "Ильинские ворота" и "Покровские ворота" не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга). Примечательно, что эти станции так и не построены до сих пор, спустя три четверти века, и в ближайшей перспективе их сооружение также не планируется.
7. Линия была продлена на восток в 1944 году до станции "Измайловская" (ныне "Партизанская"). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции "Гороховская улица", "Площадь Баумана", "Бакунинская улица" и "Мироновская улица" были исключены полностью, без оставления заделов.
8. В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа "Метростроевцы в забое" (скульптор М. Г. Манизер), изображающая трёх проходчиков с орудиями труда.
9. После строительства депо "Измайлово" в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции "Первомайская", что и было сделано в 1954 году. Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка "Измайловская" (ныне "Партизанская") — "Первомайская" в 1961 году. В 1963 году линия была продлена до станции "Щёлковская", которая остаётся конечной по настоящее время.
10. После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения "Арбатская" — "Смоленская" в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер (см. ниже). Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии "Площадь Революции" — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция "Улица Коминтерна" с 1946 года, с 1990 года "Александровский сад") — "Киевская" был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых "Арбатских" и "Смоленских".
Наземный вестибюль станции "Арбатская", с 1958 года уже Филевской линии.
11. По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с её стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.
Новый вход на ст. "Киевская" через Торгово-развлекательный центр "Европейский".
12, Еще хорошая новость. Не так давно было восстановлено находящееся в торце станции панно, изображающее народные гуляния на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией, которое полность обрушилось утром 2 октября 2010 года.
13. 6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.
7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 9 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково».
14. В настоящее время один путь на каждом направлении на ст "Парк Победы" огорожен. Идет строительство "Солнцевской линии". Предположительно, этот участок будет сдан к концу 2015-го года.
Западный вестибюль ст. "Славянский бульвар".
15. Рядом с западным вестибюлем ст. "Славянский бульвар" расположена перехватывающая автомобильная парковка.
16. Парковка безплатная, при условии оплаты 2-х поездок на метро. Туда и обратно. Если вы хотите оставить машину на ночь - 100 рублей. Очень вменяемый прайс.
17. Изначально эти участки планировались в составе Филёвской линии, однако в связи с тем, что по Филёвской ветке могут эксплуатироваться составы не более чем из 6 вагонов, эта линия могла не справиться с резко возросшим пассажиропотоком из крупнейших спальных районов. В этой связи было решено продлевать в Митино Арбатско-Покровскую ветку. Одновременно с этим участок Филёвской линии "Кунцевская" — "Крылатское" перешёл к Арбатско-Покровской линии.
18. Подвижной состав Арбатско-Покровской линии состоит из поездов типа "Русич".
19. 1 июня 2007 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав "Акварель", в вагонах которого выставлены работы художника Сергея Андрияки и его учеников; каждый из вагонов оформлен в определённой цветовой гамме. От прочих поездов типа "Русич" "Акварель" отличается тем, что часть окон в вагонах заменены глухими стенами, а также внешним оформлением: на стены вагонов нанесены изображения различных цветов — хризантем, ромашек — и фруктов. Затем, экспозиция менялась четыре раза, ежегодно, с 2009 года. С июня 2012 года, экспозиция поезда состоит из картин Государственной Третьяковской галереи на тему Отечественной войны 1812 года.
Поезл "Акварель" на ст. "Волоколамская".
20. Станция "Мякинино" — первая и на сегодня единственная станция, полностью расположенная в Московской области (с 2012 года станция "Новокосино" Калининской линии также частично расположена в г. Реутове).
21. 15 июля 2014 года в 08:39 на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" Арбатско-Покровской линии. В результате катастрофы погибли 24 человека. В 8:33 утра, в час пик, поезд отправился со станции "Парк Победы". Уже через две минуты, когда скорость достигла 65 км/ч, машинист, почувствовав неладное, начал резко тормозить. Это не предотвратило катастрофу, но смягчило ее исход.
22. Первый вагон, сойдя с рельсов, полетел вправо, в сторону строящегося тоннеля, а затем врезался в разделительную стену. Следующий вагон наполз на него, частично встал поперек пути. На фотографиях с места трагедии видно, что тоннель заполнен фрагментами поезда от пола до потолка. Больше всего пострадали пассажиры первых трех вагонов. В четвертом и пятом отделались ушибами и ссадинами. Погибло 24 человека, тяжелые травмы получили 36 человек, еще 152 – травмы средней тяжести и легкие. Виноваты, по версии следствия, 13 человек, первые четверо уже предстали перед судом. Важные детали аварии, однако, до сих пор остаются в тени.
Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "Московское метро в фотографиях". Кто еще не видел, заходите.
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал? Добавь в друзья!
Journal information