Dmitriy Berdasov (e_strannik) wrote,
Dmitriy Berdasov
e_strannik

Свято-Успенский Псково-Печерский Монастырь

В Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре я был несколько лет назад. Прогулялись вокруг монастырской стены, зашли на территорию, но самого интересного не видели. В этот раз все было по другому. Осмотр начали с пещер, называемых "Богом зданными", то есть созданными Богом. В 1473 году в них была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника, и этот год считается годом основания монастыря.




Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.



За всю свою историю монастырь ни разу не закрывался. В самый трудный для российского православия межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии.



В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.



В настоящее время ближние пещеры и Сретенская церковь открыты весь день. Вход в дальние "Богом зданные пещеры" осуществляется по предварительной договорённости. Повезло, такая договоренность была, и мы смогли увидеть то, что доступно не всем.



Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяжённость около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем.


Фотографии мои, но сделаны для проекта Ратные Поля России Федерации Мототуризма России, а посему и права на них принадлежат им. Обращайте внимание на авторские права и активные ссылки на автора и проект при "взаимствовании" фотографий!

В пещерах нет освещения и все, что вы видите на фото освещается только свечами. Протяжённость дальних пещер составляет около 200 м. В них постоянная температура - около +10° С.



Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов (современным языком - спонсоров строительства и ремонта храмов) , паломников, защитников монастыря.



Среди мирян в пещерах погребены предки Александра Пушкина, Михаила Кутузова, Модеста Мусоргского, Алексея Плещеева, Василия Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл патриарх Московский и всея Руси Алексий I.



В настоящее время мирян в пещерах не хоронят. Монахов же погребают на пятой и шестой улицах. Их хоронят в гробах, помещаемых в пещеры поверх старых захоронений, не засыпая землёй. Свежие гробы стоят на совсем истлевших. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших. По этическим соображениям пещерные захоронения я не снимал.



Ну, что? Выходим на улицу? Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящена в 1473 году. Успенская церковь имеет только передний фасад, её противоположная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин.

В 1758—1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.



Главная реликвия - Чудотворная Псково-Печерская икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), по одной из версий, написанная псковским иконописцем Алексеем Малым и в 1521 году подаренная монастырю.



Список с чудотворной иконы "Умиления" Божией Матери.



Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. Благодаря расположению к нам наместника монастыря игумена Тихона удалось побывать и там.



Главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку. Возведение звонницы было начато в 1523 году на месте старой деревянной. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря насчитывает более тридцати колоколов и является одним из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России. Самым тяжелым в собрании является "Праздничный" колокол Большой звонницы, отлитый в 1690 г. псковичом Федором Клементьевым, его точный вес не известен.



Вид на монастырь с Святой горы. Вот и все на сегодня.



Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.


Tags: История, Православие, Псковская область, Россия, Храмы и монастыри
Subscribe

Posts from This Journal “Храмы и монастыри” Tag

promo e_strannik january 1, 2016 00:00 293
Buy for 30 tokens
Проект "Московское метро в фотографиях", начался в декабре 2012 года и продолжается по сей день. Сюда добавляются старые и новые станции, репортажи со строительства, короче все, что связано с Московским метрополитеном и не только с московским. Смотрите уже отснятые станции, подписывайтесь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments