
1. Для выезда за границу использовались несколько типов паспортов: общегражданский заграничный паспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт и паспорт моряка. ОЗП был, как бы одноразовым, и по возвращению из поездки сдавался в ОВИР, другие виды паспортов хранились в сейфе у "ответственного лица" по месту работы или службы обладателя заветной книжечки. Просто так взять его и поехать куда нибудь было невозможно.

2. Свой первый загранпаспорт я получил в 1991 году, когда СССР существовал уже формально, но вступить в кандидаты в члены КПСС все же пришлось. И вот, на партийном собрании службы бортпроводников аэропорта Внуково, после допроса с пристрастием :), меня одобрили для полетов за границу СССР. Оформлением загранпаспортов занимался отдел кадров, и от меня требовалось только принести фотографии и поставить подпись в анкете. Прошло месяца три и меня снова вызвали в отдел кадров, на сей раз расписаться в своем паспорте. Расписался и сдал, больше до первого моего рейса за рубеж я его не видел. Причем паспортов была два, с номерами отличающимися только последней цифрой. Это на случай полетов в визовые страны.
Далее следовал Учебно-тренировочный центр, где 3 месяца мы проходили обучения для допуска на Международные воздушные линии. Иностранный язык, этикет, особенности обслуживания иностранных пассажиров, кухня народов мира, и многое другое. Отдельно было обучение торговле за валюту на борту в Институте повышения квалификации работников торговли.

3. И вот первый международный рейс. Только тогда я смог подержать свой паспорт в руках, и внимательно рассмотреть его. Сейчас уже никто, наверное, не помнит, что в СССР была нужна ВЫЕЗДНАЯ виза. Для большинства выезжающих она была однократная, и после поездки паспорт утилизировался. Её получали пройдя собеседование в парткоме и профкоме, ответив на кучу вопросов про политику и руководство СССР, лидеров стран социалистического содружества. Короче, выездную визу ставили только политически подкованным гражданам.
Я свои профкомы и парткомы прошел ранее, и в моем паспорте красовалась многократная выездная виза на 5 лет. Паспорт получался под роспись накануне вылета, а по возвращению из рейса сдавался. Забрать его для личного пользования я смог только в самом начале 1994 года.

4. Экипажи воздушных судов въезжают в большинство иностранных государства без виз, по полетному заданию. Поэтому похвастаться визами не могу, только выездные штампики. Паспорта СССР действовали и после распада страны. Российский загранпаспорт я получил, наверное, в конце 1994 года. Но хранился он у меня уже дома. Вот, такая история.

А хотите посмотреть еще более старый бланк ОЗП с множеством выездных и въездных виз? Рекомендую заглянуть https://poohmoon.livejournal.com/124381.html
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал?

Journal information