?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я часто бываю на гидроэлектростанциях, но все время это больше промышленные репортажи. В этот раз мне посчастливилось побывать на мероприятии историческом, а именно на праздновании 90-летия с пуска первенца ленинского плана ГОЭЛРО Волховской ГЭС. История станции началась в самом начале 20 века. Первый проект использования реки Волхов для выработки электроэнергии русский инженер Генрих Осипович Графтио подготовил ещё в 1902 году.



1. Но проекту ГЭС на реке Волхов не суждено было сбыться. Владельцы тепловых станций и поставщики угля скупили земли в районе предполагаемого места строительства и всячески мешали строительству станции лоббируя свои интересы. Вернуться к проекту и начать подготовительные работы по сооружению станции стало возможно только после Февральской революции, но начавшаяся Гражданская война заставила вновь остановить все работы.



2. Вновь к проекту вернулись в 1920 году, когда Волховская ГЭС была включена в план ГОЭЛРО и стала его первоочередным объектом. Строительные работы на площадке станции были развернуты осенью 1921 года, руководство стройкой было возложено на Г.О.Графтио. Первоначальный проект инженера был переработан институтом "Ленгидропроект".



3. На строительстве станции трудились до 10 тысяч человек, и строительство велось очень быстрыми, для того времени, темпами.



4. Напорные сооружения станции образовали Волховское водохранилище, имеющее площадь 2,02 кв.км, полезную ёмкость 24,36 млн. кубометров. При устройстве водохранилища 10 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий было затоплено.



5. Создание водохранилища и открытие 28 июля 1926 года однокамерного шлюза Волховской ГЭС обеспечило судоходство по реке Волхов.



6. В проекте станции были применены уникальные решения, многие из которых больше нигде не применялись. 5 декабря 1926 года были пущены 3 первых гидроагрегата и станция дала электроэнергию, а 19 декабря 1926 года при участии членов правительства состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС. К концу 1927 года были пущены остальные гидроагрегаты и мощность составила 58 МВт. Волховской ГЭС было присвоено имя В. И. Ленина. Постепенно мощность ГЭС увеличивалась и к началу войны составляла 66 МВт.



7. Производимая электроэнергия передавалась в Ленинград по двум линиям электропередачи 120 кВ протяженностью 130 км. В настоящее время Волховская ГЭС входит в состав ПАО "ТГК-1" и работает в пиковой части графика нагрузок энергосистемы Северо-Запада. Основным потребителем электроэнергии был находящийся поблизости Волховский алюминиевый завод, закрытый в 2013 года.



8. Сейчас в здании ГЭС установлено 10 радиально-осевых гидроагрегатов, работающих при расчётном напоре 11 м: 4 гидроагрегата мощностью по 12 МВт производства ОАО "Силовые машины", 4 гидроагрегата шведского производства мощностью по 9 МВт, 2 гидроагрегата мощностью по 1 МВт для выработки электроэнергии  для собственных нужд станции. Оборудование ГЭС, за исключением новых гидроагрегатов мощностью 12 МВт, работает с момента пуска станции и является раритетным.



9. Станция оснащалась импортным оборудованием, так как в молодой советской республике подобное оборудование не производилось. На фотографии шведские гидроагрегат выпуска 1922-23 годов, мощностью 9 МВт каждый.



10. Шведскими их сейчас назвать можно уже с трудом, так как многие узлы заменены российскими аналогами, но что есть, то есть.



11. Два маленьких агрегата в центре фотографии - агрегаты собственных нужд выпуска 20-х годов мощностью по 1 МВт. Они вполне работоспособны и позволяют обеспечить работу станции при потере внешнего энергоснабжения.



12. Маслонапорная установка 1923 года шведского производства и в работе с момента пуска станции!



13.



14.



15.



16. Еще немного героической истории станции. В конце 1941 года, при подходе к ГЭС немецких войск, оборудование ГЭС было демонтировано и вывезено. Осенью 1942 года, после стабилизации фронта, часть оборудования ГЭС (3 гидроагрегата) было вновь смонтировано. К лету 1942 в городе изготовили сто тридцать километров подводного кабеля. Мужчины были на фронте - сложные работы выполняли женщины. На своих хрупких плечах они часами удерживали при укладке многокилограммовый провод.

Уникальная вещь, фрагмент того самого кабеля жизни, что пролегал по дну Ладожского озера. Кстати, его еще называли кабель с денежкой. Дело в том, что в блокадном Ленинграде не было изоляционных материалов. И вместо них использовали бумагу, на которой до войны печатали денежные знаки.



17. Этот, и другие раритетные экспонаты можно увидеть в музее Волховской ГЭС, который был открыт 9 декабря 2016 года во время торжеств посвященных 90-летию станции.



18. Репринт газеты 1926 года, который мог взять себе на память каждый участник праздничных мероприятий.



19. Нет, это не германская свастика, а логотип шведской индустриальной компании ASEA (Allmänna Svenska Elektriska Aktiebolaget) который использовался до прихода к власти в Германии нацистской партии. Позже компания объединилась с компанией BBC (Brown, Boveri & Cie) и преобразовалась в известную на современном рынке компанию ABB (Asea Brown Boveri), выпускающую продукцию для энергетики.



20. Еще один след войны. Оплавленная кафельная плитка от горящего бикфордового шнура, с помощью которого планировалось подорвать станцию при отступлении во время ВОВ.



21. Этот "штурвал" тоже пострадал во время ВОВ. На него упал фрагмент крыши машинного зала во время бомбардировки станции с воздуха.



22. Продолжим экскурсию по станции.



23.



24. Есть и такие места на станции. Кое-что нам с zavodfoto показали, но просили пока не выкладывать в сеть. Так что, как-нибудь в другой раз обязательно покажу :).



25. Машинный зал ГЭС.



26. Экскурсия не была бы полной без пульта управления станцией. Так он выглядел в момент открытия.



27. А так он выглядит сегодня. Основные изменения произошли в 70-х годах прошлого века, а уже в 2000-х добавились современные компьютеры. Станцию обслуживают всего два человека оперативного персонала.



28. Вы не поверите, но старый пульт управления выполнен из итальянского мрамора!!! Станцию строили, как "храм" современных технологий.



29. Снимок реконструкции плотины в 60-х годах.



30. Так плотина выглядит сегодня.



31. Еще одно важное событие произошло 9 декабря 2016 года. Недалеко от станции установили памятник строителям Волховской ГЭС, а точнее на постамент поставили рабочее колесо гидроагрегата, которое проработало почти 90 лет! Сейчас при напоре 11 метров обычно используют поворотно-лопастные турбины, но в 1920-х годах они еще только начинали входить в практику гидроэнергетического строительства.



32. Генеральный директор ПАО "ТГК-1" Барвинок Алексей Витальевич на открытии памятника.



33.



34. Ночной вид Волховской ГЭС.



35. А завершились праздничные мероприятия световым шоу и грандиозным салютом. Посмотреть это зрелище пришли все жители Волхова.



Спасибо компании ПАО ТГК-1 за приглашение посетить Волховскую ГЭС в такой значимый для российской энергетики день. Совсем скоро энергетики России будут отмечать свой профессиональный праздник. С праздником Вас!!!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.

Понравился журнал? Добавь в друзья!





Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Posts from This Journal by “ТГК-1” Tag

  • Светогорская ГЭС каскада Вуоксинских ГЭС

    Все началось в 1887 году, когда барон Ади Стандершёльд, сын Карла Августа Стандершёльда выкупил у водопада Ряйккёля (Räikkölä) на реке…

  • Нижне-Свирская ГЭС

    Во время недавней поездки по Ленинградской области мне посчастливилось увидеть не только раритетные ГЭС перешедшие к СССР после войны с Финляндией,…

  • Дорогою добра по Карелии

    Одна из недель сентября у меня прошла под девизом "Дорогою добра с энергией ТГК", именно с Благотворительным фондом "Дорогою…

  • Малые ГЭС Карелии. Игнойла ГЭС-26

    ГЭС "Игнойла" или ГЭС-26 была построена финнами в 1936 году на реке Шуя в то время еще на территории Финляндии. По результатам…

  • Малые ГЭС Карелии. Хямекоски ГЭС-21

    Сегодня покажу вам еще одну малую ГЭС в Республике Карелия. Хямекоски ГЭС-21 является, пожалуй, самой старой ГЭС в России. Она вырабатывает энергию с…

  • Малые ГЭС Карелии. Питкякоски ГЭС-19

    После войны с Финляндией 1939—1940 годов СССР присоединил к себе Карельский перешеек и Западную Карелию. На присоединенных территориях было и…

promo e_strannik january 1, 2016 00:00 315
Buy for 30 tokens
Проект "Московское метро в фотографиях", начался в декабре 2012 года и продолжается по сей день. Сюда добавляются старые и новые станции, репортажи со строительства станций, короче все, что связано с московским метрополитеном. Все станции Московского метрополитена Смотрите уже…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
prosto_vova
Dec. 12th, 2016 08:01 am (UTC)
Красиво!
Кстати, основой плана ГОЭЛРО стали наработки созданной в 1916 году отдела энергетики академической Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС)! Так что он не очень ленинский :)
Что не отменяет его важности.
e_strannik
Dec. 12th, 2016 08:32 am (UTC)
Это всем известный факт, но воплощение его в реальность все же принадлежит СССР.
(no subject) - prosto_vova - Dec. 12th, 2016 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - bagira_belaya - Dec. 12th, 2016 10:00 am (UTC) - Expand
tiina
Dec. 12th, 2016 08:11 am (UTC)
Отличный репортаж!
kiki_morok
Dec. 12th, 2016 08:16 am (UTC)
Мощная станция.
dymontiger
Dec. 12th, 2016 08:25 am (UTC)
Очень интересно, спасибо за репортаж!
cheslavkon
Dec. 12th, 2016 08:37 am (UTC)
Спасибо! Особенно меня впечатлило фото задвижки с буквами О и З - открыто-закрыто.
e_strannik
Dec. 12th, 2016 09:00 am (UTC)
Шведы, а делали под нас. Это же специальные формы под литье надо было сделать.
saiga20k
Dec. 12th, 2016 08:38 am (UTC)
Отличный репортаж. Был там, вся станция - настоящий музей, но все работает при этом.
e_strannik
Dec. 12th, 2016 08:59 am (UTC)
Есть планы по реконструкции, но пока все в подвешенном состоянии.
(no subject) - saiga20k - Dec. 12th, 2016 09:08 am (UTC) - Expand
katyakatya
Dec. 12th, 2016 08:44 am (UTC)
Вот это мощь!
Очень интересный репортаж, особенно детали военного времени.
e_strannik
Dec. 12th, 2016 09:06 am (UTC)
Там все связано с историей. Раритетная станция!
dervishv
Dec. 12th, 2016 08:52 am (UTC)
Спасибо за экскурсию! очень интересная станция!
e_strannik
Dec. 12th, 2016 08:59 am (UTC)
Ты не был?
(no subject) - dervishv - Dec. 12th, 2016 09:19 am (UTC) - Expand
happy_2014
Dec. 12th, 2016 09:06 am (UTC)
Спасибо за интересный репортаж
zavodfoto
Dec. 12th, 2016 09:31 am (UTC)
Помню папа там был) рассказываал)
e_strannik
Dec. 12th, 2016 09:34 am (UTC)
Он и сейчас был. Еще не рассказывал?

(no subject) - kwakin_misha - Dec. 12th, 2016 07:07 pm (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 12th, 2016 09:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
cr2
Dec. 12th, 2016 09:49 am (UTC)
Отличный отчёт!
podmoskva
Dec. 12th, 2016 09:53 am (UTC)
Масштабы впечатляют!
shchukin_vlad
Dec. 12th, 2016 10:24 am (UTC)
АВВ известная в мире фирма
za_y_ac
Dec. 12th, 2016 04:47 pm (UTC)
Успеха им и процветания!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 36 comments — Leave a comment )