
«Кропоткинская» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена.

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» - «Парк культуры». с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Получила название по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские ворота и Пречистенская улица), названных в честь Петра Алексеевича Кропоткина — географа и путешественника, теоретика анархизма, родившегося в этом районе.

Фото с сайта oldmos.ru
До 8 октября 1957 года называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён. Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года), бассейн закрыт. Проектное название станции — «Кропоткинские ворота».

5 декабря 2008 года, в день кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию в «Патриаршую».

Имеется наземный вестибюль полуциркулярной формы в виде арки, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравца и расположенный в начале Гоголевского бульвара. Через него осуществляется выход к Гоголевскому бульвару, площади Пречистенские ворота и Гагаринскому переулку. В 1997 году вместе с Храмом был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы (архитектор А. К. Рыжков) — на улицу Волхонка, Всехсвятский переулок, и к самому Храму Христа Спасителя.

Фото с сайта oldmos.ru
Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 год), Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Архитекторы - А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Архитекторы вестибюлей: западного - С.М. Кравец, восточного - А.К. Рыжков (1961 год). Инженер-конструктор - Н.А. Кабанов. Станция рассчитана на большой пассажиропоток, но в настоящее время её огромный зал загружен слабо.


Фото с сайта oldmos.ru
Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым уральским мрамором «коелга» (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Светильники вмонтированы в капители в верхних частях колонн. Стены кассового зала облицованы марблитом.



Фото с сайта oldmos.ru
В дальнейшем из центра зала планируется построить переход на будущую станцию «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии.

Дополнение от

Ночью 16 мая 2010 года состоялся ночной концерт Камерного оркестра «Kremlin». С 1:30 до окончания концерта на станции были размещены Ретропоезд Сокольники и Акварель, картинная галерея «Акварель» была открыта до начала концерта и закрыта по причине издания своеобразного «чиха», а Ретропоезд Сокольники выполнял роль бельэтажа.

Ретропоезд «Сокольники» на станции "Кропоткинская". Стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Создан по специальному заказу на предприятии-производителе (Метровагонмаше), использованы новые вагоны. Представляет собой поезд из вагонов модели 81-717 с изменённой лицевой частью головных вагонов, выкрашенный в цвета, характерные для метро 1930-х годов.

Также переработан интерьер. Используются диваны из кожзаменителя, внутренняя обивка вагонов из негорючего пластика, стилизованного под линкруст, смонтированы характерные для первых поездов метро светильники-бра. Пущен 15 мая 2010 г, в день 75-летнего юбилея московского метро. Однако руководством метрополитена и некоторыми СМИ данный поезд был представлен как «точная копия поезда 30-х годов», что действительности не соответствует.

Фото с сайта oldmos.ru
Описание станции взято из Википедии.
"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Библиотека имени Ленина"
Все отснятые станции Московского метрополитена в проекте "Московское метро за 365 дней"
Journal information