1. Панорама с видом на ГЭС открывается с моста, связывающего две части города Усть-Илимск, но далеко и вид не завораживает. Поэтому остановились чтобы сделать фото по дороге на станцию.
2. В соответствии с проектом строительство Усть-Илимской ГЭС было разбито на два этапа. Первый — выполнение подготовительных работ — составил пять лет: с 1963 по 1967. За это время была освоена строительная площадка на левом берегу Ангары, подсобные производственные предприятия: бетонные, арматурные заводы, авторемонтные мастерские, поселок гидростроителей, проложена линия электропередачи Братск-Усть-Илимск.
3. В июне 1966 был открыт сквозной постоянный проезд по автодороге от Братска до будущей Усть-Илимской ГЭС. В марте 1966 начались работы на основных сооружениях гидроузла. Эта дата считается официальным началом строительства ГЭС.
4. 22 апреля 1968 в плотину ГЭС уложили первый кубометр бетона. Второе перекрытие русла Ангары было произведено 13 августа 1969. 3 октября 1974 началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, оно продолжалось до 1977. В декабре 1980 года ГЭС сдана в промышленную эксплуатацию.
5. Закончим с историей станции и посмотрим, что она представляет из себя в наше время. Станция контролируется ОАО "Иркутскэнерго", однако плотины ГЭС находятся в собственности ОАО "РусГидро". Усть-Илимская ГЭС – высоконапорная гидроэлектростанция приплотинного типа. В состав основных сооружений гидроузла входят: бетонная гравитационная плотина длиной 1475м и высотой 105м, состоящая из станционной плотины длиной 396м, водосливной плотины длиной 242м, и глухих частей плотины (в русле и берегах) длиной 837м, а также левобережной каменно-земляной плотин длиной 1710м и высотой 28м, и правобережной земляной (песчаной) плотины длиной 538м и высотой 47м.
6. Вид из окна руководителя ГЭС. Мне эти тучи сразу не понравились. Так и получилось, во время осмотра станции повалил снег, и на гребень мы попали только на следующий день, но зато в свежевыпавшем снеге отражалось солнце :).
7. Взгляд Ильича направлен в сторону машинного зала, туда мы и направились.
8. Здание ГЭС длиной 440м расположено у правого берега непосредственно за станционной частью плотины. Планировалось установить 18 гидроагрегатов, но остановились на 16 агрегатах с радиально-осевыми турбинами и генераторами зонтичного типа. Места для еще двух агрегатов используется как дополнительная монтажная площадка.
9. Станция модернизируется и все ожидают прибытия нового рабочего колеса гидроагрегата № 10. Это-то и было инфоповодом нашего посещения ГЭС. Но из-за погодных условий колесо задержалось, и мы увидели его только утром в день отъезда из Усть-Илимска. На фотографии ротор генератора.
10. А это
11. Колесо, отработавшее 40 лет, было демонтировано, очищено и обцеловано женской половиной коллектива. Подробнее о новом рабочем колесе я уже писал. Смотрите по ссылке.
12. Турбины сделаны на Ленинградском Металлическом заводе (мой репортаж с него можно посмотреть по ссылке), а генераторы на заводе "Уралэлектротяжмаш".
13. Крепежные детальки. Такие маленькие, килограмм по 100 ))).
14.
15. Система управления направляющего аппарата гидротурбины.
16. Спустимся на 1 уровень ниже.
17.
18.
19.
20. Начальник смены машинного зала.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27. Пока нет рабочего колеса можно спуститься в шахту генератора.
28. И даже попасть в спиральную камеру, служащую для равномерного поступления воды (из напорного водовода) по всему периметру направляющего аппарата гидротурбины.
29. Облазив все, что только можно идем в Центральный пульт управления станции.
30. На этом наш осмотр закончился, на улице валил снег и оставаться на станции не имело смысла.
31. С наступлением вечера снег прекратился, и мы поехали снимать вечерние виды. Красотень!
32. Утром мы вернулись на тоже место. Мороз и солнце...
33. Ну и мой ДР, который я встретил в этом году в Усть-Илимске.
34. Распредустройство ГЭС. Современное оборудование занимает десятую часть этой территории, но в первую очередь модернизируются гидроагрегаты.
35.
36. Теперь на гребень станции. Сирены напоминают те, которые показывают в фильмах о войне.
37. С помощью двух козловых кранов производится подъем и опускание сегментных затворов водосброса, который, кстати, в крайний раз осуществлялся 20 лет назад.
38. Щеточка для очистки рельсов от снега - изобретение одного из сотрудников станции. Стоят уже лет 30 и ничего.
39.
40. Вид на плотину с правого берега.
41. Ангара в нижнем бьефе станции. Вот и все. Закончив со станцией я пошел гулять по Усть-Илимску. Репортаж был ранее - http://e-strannik.livejournal.com/227226.html
42. Вот и все. Мой следующий репортаж будет о Братской ГЭС, самой известной станции Ангарского каскада. Спасибо компании "Иркутскэнерго" и пресс-службе компании "Евросибэнерго" за возможность посетить эти гигантские объекты на карте нашей страны.
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал? Добавь в друзья!
Journal information