?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выставка ретро троллейбусов, проходящая сегодня на Фрунзенской набережной, представит составы, которым исполнилось от 30 до 60 лет: ЗиУ-9, ЗиУ-5, СВАРЗ-МТБЭС, СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ, МТБ-82Д и другие модели, которые помнят столичные старожилы. Я же покажу вам эти машины в Филевском автобусно-троллейбусном парке, перед выездом на парад ретро техники по московским улицам.





1. За свою восьмидесятилетнюю историю московский троллейбус несколько раз менял внешний облик, "убранство" салонов и техническое оснащение. Самый пожилой экспонат сегодняшней выставки - троллейбус ЯТБ-1, на нем я остановлюсь подробнее.



2. ЯТБ-1 — советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура "ЯТБ-1" означает "ярославский троллейбус, первая модель".

Обратите внимание, на маршруте троллейбуса указана Красная площадь, именно так называлась с 1923 по 1952 Площадь Александра Невского в Санкт-Петербурге.



3. Образцом для ЯТБ-1 стали британские троллейбусы, два образца которых приобрел главный конструктор ЯГАЗа В. В. Осепчугов во время командировки в Великобританию в октябре-ноябре 1935 года.



4. Серийный выпуск "рогатых" решили освоить на ЯГАЗе, ранее специализировавшемся на выпуске грузовиков и автобусов. В марте 1936 года для ЯАЗ определили три основных задачи по выпуску троллейбусов. 1. Освоить производство троллейбусов в течение двух с половиной месяцев. 2. На основе выпущенных двух опытных образцов троллейбусов наладить их производство в текущем году и изготовить 250 единиц, их вписали в годовой план завода на 1936 г. 3. Пересмотреть конструкцию троллейбуса и усовершенствовать ее на основании замечаний, полученных после начала эксплуатации.



5. Деревянный кузов снаружи обшивали стальным листом, изнутри — фанерой. Масса «домика» оказалась приличной — около 3 т. Из-за чего пришлось сооружать массивную раму, которую склепали из стандартных прокатных швеллеров с большим запасом прочности, о раме со штампованными лонжеронами не шло даже речи. Масса троллейбуса превышала 9500 кг, и, чтобы непременно облегчить машину, пришлось стенку кабины водителя заменить лёгкой перегородкой.



6. До недавних пор считалось, что троллейбусов ЯТБ не сохранилось нигде. После списания некоторые машины оставались в парках — использовались как сараи и бытовки, но даже такую "недвижимость" повсюду безжалостно смело время.



7. В 70-х несколько превращенных в бытовки ЯТБ ещё стояли в питерском Троллейбусном парке № 1, один из них был отреставрирован для нужд Ленфильма. Машина снялась в таких фильмах, как "Рожденная революцией", "Записки мертвого человека", "Блокада". Последняя лента стала роковой, при съемках художественного фильма о тяжелых днях блокадного Ленинграда троллейбус по режиссерскому замыслу беззастенчиво сожгли. Так, казалось, был утерян последний экземпляр и история подписала ЯТБ свой приговор.



7. Но произошло буквально чудо — в конце 90-х в одном из садоводств ст. Горьковское в Ленобласти был найден кузов с рамой, стоящий на дачном участке в качестве сарая. По раме с тремя продольными швеллерами реставраторы установили, что найденный на дачном участке троллейбус — именно ЯТБ-1. На раме стояло клеймо "1936". Последние годы перед списанием и отправкой на дачный участок этот ЯТБ служил учебным в каком-то ленинградском парке: в кабине нашлись остатки механизма "двойных педалей". Силами питерских энтузиастов он был перевезен в город и за несколько лет отреставрирован. Сейчас он находится в петербургском музее электротранспорта.



8. Восстановленный ЯТБ-1 - это не просто кузов на колесах, а полностью работоспособная машина, готовая выйти на линию, хотя работать ЯТБ-1, конечно, уже не пойдет: теперь его предназначение — экскурсии и съемки.



9.  МТБ-82 — советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1946 по 1961 год.



10. Аббревиатура ТБЭС-ВСХВ расшифровывается ТроллейБус ЭкСкурсионный Всесоюзной СельскоХозяйственной Выставки. Соответственно МТБЭС — Модернизированный ТроллейБус ЭкСкурсионный, хотя он уже не являлся экскурсионным, а работал на обычных городских маршрутах.



11. Выпускались в 1955—1957 и 1958—1964 годах соответственно в количестве 18 и 524 шт. Несколько десятков троллейбусов было собрано до 1959 года также на Киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ). Троллейбусы были унифицированы с более поздними сочленёнными моделями ТС-1 и ТС-2. Электрооборудование троллейбусов было применено также на модели Киев-2 КЗЭТа. Укороченный модернизированный вариант троллейбуса МТБЭС ограниченно выпускался с 1962 года также на КЗЭТ как модель Киев-3.



12. Восстановленные в одном экземпляре на СВАРЗе из бытовок к 60-летию Московского троллейбуса в 1993 году троллейбус МТБЭС и к 850-летию Москвы в 1997 году троллейбус ТБЭС находятся в музее пассажирского транспорта Москвы и участвуют в парадах городского транспорта.



13. Ближайший родственник ТБЭС-ВСХВ - СВАРЗ-МТБЭС



14. ЗиУ-5 — советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1959 по 1972 годы на заводе имени Урицкого в г. Энгельс.



15.



16. Еще одна модификация ЗиУ-5Г



17.



18. Эх, ностальгия. Билетик стоил 4 копейки.



19. "Ежегодные парады ретротехники ‒ это уникальная возможность для жителей столицы прикоснуться к истории своего города, увидеть, как с течением времени менялся общественный транспорт, который является неотъемлемой частью облика московских улиц. В этом году Мосгортранс уже успешно провел выставки старинных трамваев и автобусов. Сегодня мы рады пригласить горожан на Праздник московского троллейбуса", ‒ сказал генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов.



20. Ну, что же. Все документы готовы, можно трогаться в путь.



21.



22. evge_chesnokov



23.



24.



25. Эта модель троллейбуса ЗиУ-9 находится в серийном производстве с 1972 года по настоящее время, пережив несколько модернизаций.



Выставка ретротроллейбусов на Фрунзенской набережной пройдет сегодня до 15:00. Если поспешите, то еще можете успеть!



Posts from This Journal by “Транспорт” Tag

  • Железные дороги Швейцарии

    Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге…

  • Пост ни о чем, или хам трамвайный

    Всю свою сознательную жизнь я прожил в Кунцево, и с трамваем меня ничего не связывало. И только выражение "Хам трамвайный" напоминало мне в…

  • "Кунцевская" Филевская линия

    Станция "Кунцевская" была открыта 31 августа 1965 года на действующем перегоне "Пионерская" — "Молодёжная"…

  • Кто будет возить москвичей?

    Признавайтесь, кто в детстве хотел стать водителем автобуса? Я, например, когда ездил в транспорте, часто вставал за кабиной водителя и смотрел, как…

  • Рублевка отняла 15 минут сна

    Рублевское шоссе, построено в 1903 году для обслуживания Рублёвской водопроводной станции. Еще 40 лет назад это была тихая, двухполосная трасса,…

  • И до меня дошёл прогресс

    Вот и до меня дошёл прогресс. Рядом с домом появились новые остановки общественного транспорта. Красиво и удобно, к тому же есть WiFi и даже 5 USB…

  • Повтор по понедельникам. Метровагон.

    Большинство из нас пользовалось метрополитеном, но мало кто видел как делаются поезда для метро. Мне повезло, я посетил мытищинский завод…

  • Захват на Москва-реке

    Каждый год, с открытием навигации на Москва-реке, совершаются правонарушения на воде. Вот и вчера вооруженным преступником было захвачено маломерное…

  • 1950 Buick Special Sedan

    Редко пишу об автомобилях, но то, что я увидел вчера не могу не показать. История компании Buick начинается в 1902 году, когда Дэвид Данбар Бьюик…

promo e_strannik январь 1, 2016 00:00 295
Buy for 30 tokens
Проект "Московское метро в фотографиях", начался в декабре 2012 года и продолжается по сей день. Сюда добавляются старые и новые станции, репортажи со строительства, короче все, что связано с Московским метрополитеном и не только с московским. Смотрите уже отснятые станции, подписывайтесь…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
tumbler73
Oct. 24th, 2015 10:33 am (UTC)
раритеты прямо)
kukmor
Oct. 24th, 2015 10:33 am (UTC)
прям ретро лента сегодня
то метро старое, то троллей)))
e_strannik
Oct. 24th, 2015 10:40 am (UTC)
Метро вчера было :). Я, кстати, не попал.
skandinavia
Oct. 24th, 2015 11:05 am (UTC)

Оперативно! Жаль, не знал об этом мероприятии, мог бы попытаться аккредитоваться, раз уж в Москве(

e_strannik
Oct. 24th, 2015 11:17 am (UTC)
Вчера же писались на эту тему: http://e-strannik.livejournal.com/187270.html?thread=4763270#t4763270
ezyk091978
Oct. 24th, 2015 01:29 pm (UTC)
Если не секрет, что за творец завоевал геростратову славу?
Шестерка мой маршрут, сколько на таких довелось в детстве поездить :)
e_strannik
Oct. 24th, 2015 01:37 pm (UTC)
Не совсем понял по первому пункту?
ezyk091978
Oct. 24th, 2015 01:52 pm (UTC)
Что за режиссер спалил историческую машину?

Edited at 2015-10-24 01:52 pm (UTC)
e_strannik
Oct. 24th, 2015 02:01 pm (UTC)
Погуглил, режиссёр Михаил Ершов. Съемки велись в 1973—1977 годах. Тогда это раритетом не считали. Хлам :(
ezyk091978
Oct. 24th, 2015 02:32 pm (UTC)
Понятно, тогда уж надо было в троллейбусе и актеров жечь. Тарковский, корову с лошадью не пощадил :)
krampnitz
Oct. 24th, 2015 03:42 pm (UTC)
Красавцы
Жаль я лично не смог прикоснуться (
e_strannik
Oct. 25th, 2015 09:00 am (UTC)
Любишь троллейбусы?
krampnitz
Oct. 25th, 2015 10:35 am (UTC)
Люблю старую технику
uncle_pafnutiy
Oct. 24th, 2015 05:16 pm (UTC)
Хорошо показано!
e_strannik
Oct. 25th, 2015 08:16 am (UTC)
Спасибо!
afinyanka
Oct. 24th, 2015 06:37 pm (UTC)
какие милые ретро троллейбусики )
bluesmaker
Oct. 24th, 2015 08:09 pm (UTC)
не поехали на троллейбусе на Фрунзенскую набережную?
e_strannik
Oct. 25th, 2015 08:15 am (UTC)
Нет, после ФАТП поехал домой. Хотел поехать на ЯТБ-1, но попросили :(. А на остальных смысла не было, да и на машине был, возвращаться надо бы было :).
bluesmaker
Oct. 25th, 2015 10:56 am (UTC)
понятно
aavenger
Oct. 24th, 2015 09:43 pm (UTC)
Хорошие и красивые машинки :)))
alex_medow
Oct. 24th, 2015 10:10 pm (UTC)
круто без людей фоткать)))
e_strannik
Oct. 25th, 2015 08:16 am (UTC)
Да, людей было гооораздо меньше, чем на Фрунзенской. :)
alex_medow
Oct. 25th, 2015 02:04 pm (UTC)
да... в следующий раз надо будет тоже к старту ехать)) нефиг спать)
radomirkka
Oct. 25th, 2015 03:07 pm (UTC)
Первые такие умилительные... на паровозики из мультиков похожи.
namidov
Oct. 26th, 2015 08:57 am (UTC)
Троллейбус с бортовым 2323 видел на комсомольской площади на обкатке...народ пялился, интересно было
bzikoleaks
Oct. 28th, 2015 09:22 pm (UTC)
Это скорее не праздник, а торжественные поминки на фоне постепенного уничтожения троллейбусных линий в Москве. См. http://bzikoleaks.livejournal.com/41020.html
( 26 comments — Leave a comment )