?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нижне-Свирская ГЭС

Во время недавней поездки по Ленинградской области мне посчастливилось увидеть не только раритетные ГЭС перешедшие к СССР после войны с Финляндией, но и одну из первых ГЭС построенную в СССР по плану ГОЭЛРО - Нижне-Свирскую ГЭС.  Торжественная закладка гидроэлектростанции состоялась 19 октября 1927 года в присутствии председателя ВЦИК М. И. Калинина и секретаря ЦК и Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Кирова.





1. Начну с истории станции. Первый эскизный проект гидроэлектростанций на Свири был создан еще в 1916 году инженером И. В. Егиазаровым по заказу Министерства путей сообщения. Революция 1917 года не помешала планам строительства и в конце 1918 года Советом Народных Комиссаров были выделены средства на строительство Свирской ГЭС.



2. В конце 1919 года было решено объединить строительство Волховской и Свирской ГЭС, создав единую проектной и строительной организации под руководством Г. О. Графтио. Однако в условиях экономической разрухи и гражданской войны вести строительство сразу двух гидроэлектростанций не представлялось возможным, и в 1921 году работы по Свирской ГЭС были приостановлены в пользу первоочередного строительства Волховской ГЭС.



3. Строительство ГЭС производилось с использованием труда заключённых. Первый гидроагрегат был пущен 19 декабря 1933 года, последний — в 1935 году. 15 сентября 1936 года Нижнесвирская ГЭС принята в промышленную эксплуатацию при мощности 96 МВт. Нижнесвирская ГЭС спроектирована институтом "Ленгидропроект". Здание ГЭС строилось по новейшей, на то время, технологии из монолитного железобетона. Для строительства лесов и крепления опалубки использовалось дерево. Чем-то напоминает строительство зданий в Юго-восточной Азии, где стебли бамбука используются при строительстве до сих пор.



Во время Великой Отечественной войны плотина ГЭС была взорвана отступавшими советскими войсками. 13 сентября 1941 года к ГЭС вышли финские войска. Оборудование ГЭС эвакуировать не успели (потом его пришлось восстанавливать). Более 2 лет Нижне-Свирская ГЭС находилась на линии фронта между советскими и финскими войсками и была сильно разрушена. В 1944 году началось восстановление станции под руководством Г. О. Графтио, закончившееся в 1948 году, чье имя, после его смерти, и было присвоено ГЭС.



4. Попасть на станцию можно только с острова, который образован в русле реки Свирь Волго-Балтийскоим каналом. Для этого проезжаем через разводной мост в районе шлюза. Мы приехали поздней ночью, поэтому фоточку шлюза пришлось повзаимствовать у Игоря zavodfoto. Спасибо!

Судоходный шлюз расположен на левом берегу, между русловой плотиной и левобережной дамбой. Шлюз однониточный однокамерный, длина камеры — 200 м, ширина — 21,5 м. Система питания шлюза с донными галереями, время заполнения/опорожнения камеры шлюза — 8,5 минут. Ворота шлюза — двустворчатые. Камера шлюза представляет собой железобетонную конструкцию с разрезным днищем, в шлюз уложено 157 тыс. м³ бетона. В состав сооружений шлюза также входят верхний подходной канал длиной около 1 км и нижний подходной канал. Собственником судоходного шлюза является ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей".



5. Переночевав в гостинице станции на острове утром мы отправились на ГЭС. Розовый цвет здания ГЭС немного удивил, но, что есть, то есть. Здание ГЭС руслового типа, длина здания — 129,4 м. Конструктивно здание ГЭС выполнено из монолитного железобетона, состоит из щитового отделения, машинного зала и помещения распределительных устройств. Здание разделено на 6 секций — четыре секции главных агрегатов, секцию вспомогательных агрегатов и секцию служебного корпуса. Вдоль всего здания со стороны верхнего и нижнего бьефов устроены дренажные галереи.



6. В машинном зале здания ГЭС размещены четыре вертикальных гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами: два мощностью по 27,5 МВт и два мощностью по 22 МВт.



7.



8. Агрегаты мощностью 27,5 МВт оборудованы турбинами ПЛ 90-ВБ-740, работающими на расчётном напоре 10,5 м. Агрегаты мощностью 22 МВт оборудованы турбинами ПЛ 20/811-В-742, работающими на расчётном напоре 11 м. Производители турбин — Ленинградский металлический завод и шведская фирма "Веркстаден Кристиненгамн". Турбины приводят в действие гидрогенераторы СВ 900/170-80 мощностью по 31 МВт, производства завода "Электросила".



9. Электроэнергия вырабатывается генераторами ГЭС на напряжении 10,5 кВ, которое повышается до 220 кВ при помощи шести однофазных силовых трансформаторов ОМ-20000/220, объединённых в две группы (по три фазы в каждой). Каждая группа трансформаторов обеспечивает выдачу мощности с двух гидроагрегатов. Трансформаторы расположены на крыше здания распределительных устройств, расположенном на здании ГЭС со стороны нижнего бьефа.



10.



11.



12.



13. Поднимемся на гребень станции. Есть даже какой-то страх, когда идешь по конструкциям, сделанным почти 90 лет назад.



14. Выдача мощности ГЭС в единую энергосистему производится с открытого распределительного устройства 220 кВ по четырём линиям электропередачи. К пуску станции была построена отдельная линия ведущая в Ленинград длинной 240 километров.



15.



16.



17. Плотина станции рассчитана на пропуск 2075 м³/с воды при нормальном подпорном уровне водохранилища и 2190 м³/с — при форсированном уровне. Гашение энергии сбрасываемой воды производится на водобойной плите длиной 38,2 м, за которой расположена рисберма длиной 60 м, выполненная из бетонных кубов и каменной наброски. На водобойной плите напротив пролёта, перекрываемого секторным затвором, имеются две водобойных стенки, и напротив глубоких отверстий — гасители, расположенные в шахматном порядке.



18.



19.



20.



21.



22.



23. Директор Каскада Ладожских ГЭС ПАО "ТГК-1" Дмитрий Видякин с выпускниками детских домов Ленинградской области, которые также участвовали в нашем профориентационном благотворительном энергокруизе по объектам энергетики Северо-Запада.



24. На территории станции сохранились вот такие раритетные люки. Привет dutch_s, забирай в коллекцию!



Спасибо компании ПАО ТГК-1 за возможность посетить Нижне-Свирскую ГЭС и другие станции группы малых ГЭС в рамках 1200 километрового энергокруиза вокруг Ладожского озера под девизом "Дорогою добра с энергией ТГК".

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.

Понравился журнал? Добавь в друзья!




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Posts from This Journal by “ТГК-1” Tag

promo e_strannik january 1, 2016 00:00 318
Buy for 30 tokens
Проект "Московское метро в фотографиях", начался в декабре 2012 года и продолжается по сей день. Сюда добавляются старые и новые станции, репортажи со строительства станций, короче все, что связано с московским метрополитеном. Все станции Московского метрополитена Смотрите уже…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
happy_2014
Nov. 16th, 2016 10:23 am (UTC)
Масштабно!
3ojlotou
Nov. 16th, 2016 10:24 am (UTC)
Вот умели люди строить на века!
lareina
Nov. 16th, 2016 10:48 am (UTC)
нам еще не поздно последовать их примеру)
(no subject) - e_strannik - Nov. 16th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
dervishv
Nov. 16th, 2016 10:43 am (UTC)
С ключом классно!
e_strannik
Nov. 16th, 2016 11:00 am (UTC)
Тяжелый, падла :(.
anonimusi
Nov. 16th, 2016 11:01 am (UTC)
Поражает СИЛИЩА!!!
frocush
Nov. 16th, 2016 11:13 am (UTC)
Не удалось в этом году пройти шлюз Нижне-Свирской ГЭС. Остановились в Лодейном Поле и поехали на экскурсию в старую Ладогу, а теплоход пошел дальше. Вернулись на него только в Свирьстрое, когда теплоход уже прошел шлюз.
e_strannik
Nov. 16th, 2016 11:28 am (UTC)
Ты их уже столько прошел, что много не потерял. ГЭС с теплохода не видно, там далеко и деревья.
(no subject) - frocush - Nov. 16th, 2016 11:36 am (UTC) - Expand
ilyavaliev
Nov. 16th, 2016 11:33 am (UTC)
Солидный ключик))
nota_x
Nov. 16th, 2016 11:35 am (UTC)
широко!
livejournal
Nov. 16th, 2016 11:45 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
blondzinko
Nov. 16th, 2016 12:10 pm (UTC)
15-я и 16-я фотки - жесть, конечно.

А так - масштабно, мощно, впечатляет.
e_strannik
Nov. 16th, 2016 04:35 pm (UTC)
А 16-я то чем не угодила. Эти грузы до сих пор используются, как противовес к крану.
cr2
Nov. 16th, 2016 12:13 pm (UTC)
Интересно всё посмотреть, узнать, почитать)
dimagrib
Nov. 16th, 2016 12:52 pm (UTC)
выглядит внушительно
kukmor
Nov. 16th, 2016 01:31 pm (UTC)
старушка уже
olga_fink
Nov. 16th, 2016 01:52 pm (UTC)
и когда ты все успеваешь?)
stassavenkov
Nov. 16th, 2016 02:09 pm (UTC)
С ключом зачетное фото!) Отличный репортаж!)
lady_catari
Nov. 16th, 2016 02:34 pm (UTC)
Впечатляет!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 41 comments — Leave a comment )