Previous Entry | Next Entry

Непокоренный Аксаут

Одним из информационных поводов нашего посещения Северного Кавказа был подъем на Марухский перевал и приведение в порядок братских могил советских воинов, погибших в годы войны. Но нашим планам не суждено было сбыться, виной тому Аксаут - бурная, многоводная, горная река, протекающая по северному склону Главного хребта Большого Кавказа. После третьей попытки преодолеть ее, мы отступили. Что происходило в эти выходные в Аксаутском ущелье, смотрите под катом.

1. Наши приключения начались еще раньше, во время осмотра бассейна суточного регулирования Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. Поскользнувшись, Виталик Рагулин подвернул ногу и нам пришлось выехать на пару часов позже запланированного. Рентген показал, что ничего страшного нет и через пару дней все будет нормально. Пообедав мы двинулись в путь.

2. Дорога в Аксаутское ущелье занимает почти 5 часов по бездорожью. Выдержать это испытание подсилу только УАЗам и Нивам. Мы ехали на УАЗе. За рулем мастер езды по горным дорогам Мурад. Он успевал притормаживать перед каждой кочкой. Спасибо ему за бережную доставку наших тел!

3. Делая небольшие остановки во время пути, по кавказской традиции, нужно налить. Не важно, что - лимонад или водку, но обязательно налить. Кстати, лимонад Черкесского завода, который мы пили, очень напоминает советский, вкус которго знаком с моего детства.

4. Вечереет, над рекой поднимается легкий туман, до места осталось больше половины пути.

5. Вот так выглядит этот многокилометровый путь.

6. Расширенные участки долин Маруха и Аксаута заняты животноводческими фермами и небольшими поселениями. В одном из них мы попытались втащить в горку минибасик Hyundai, который не мог это сделать самостоятельно, но, увы, нам это тоже не удалось. Наш УАЗ также буксовал на мокрой траве.

7. Последний участок пути мы преодолевали уже в полной темноте. В базовом лагере нас ждали новые знакомства с командами "РусГидро" из Карачаево-Черкесского Филиала и Каскада Кубанских ГЭС, накрытый стол и кавказские тосты. Долго не сидели, так как на следующий день был запланирован подъем в 4 часа утра.

8. Первые лучи солнца застали нас у реки Аксаут, где мы ждали лесовоз, чтобы на нем преодолеть горную реку.

9. Этот район - наиболее высокогорная область Западного Кавказа, простирающаяся до Эльбруса, начинается участком Главного хребта, к которому примыкают ущелья Маруха, Аксаута и Чхалты.

10. Маленькая горная речка в ущелье оказалась непреодолимой для нас. Мы встали на специально уложенные на раму приехавшего КАМАЗа, доски, и, держась за тросы, медленно стали форсировать реку.

11. Не тут то было. КАМАЗ упирается колесом в камень, и встает посреди реки. Водитель выключает двигатель, чтобы не засосать воды. Вода и у наших ног. В кабине, куда посадили дам, тоже полно воды и им приходиться сидеть на корточках на сиденьях. Теперь нас надо спасать. Опасности для нашей жизни не было, но все равно не очень приятно стоять посредине реки в моментально промокшей обуви.

12. Те, кто стоял на наиболее низких местах рамы, перебрались на крышу. Но одному из нас пришлось раздеться, залезть в ледяную воду и бежать за помощью.

13. Прибывший через час трактор начал "спасательную операцию". Попытки протащить КАМАЗ вперед не увенчались успехом и тогда гусеничный монстр Харьковского завода Т-75, влегкую преодолев реку, зацепил нас сзади.

14. Было несколько попыток сдвинуть КАМАЗ в разных направлениях и вот, спустя некоторое время, мы были "спасены".

15. Через какое-то время окончательно был спасен и КАМАЗ. Я думал, что он уже никогда никуда не поедет, но к моему удивлению его просушили, заменили масло, воздушный фильтр и после обеда он завелся и поехал. Ура КАМАЗу, его водителю и трактористу Т-75!!! Спасибо! Нашу экстремальную переправу в деталях можно посмотреть ТУТ.

Чтобы никто не говорил, что "Не зная броду, не суйся в воду" скажу, лесовозы постоянно пересекают реку в этом месте. Камень, который оказался на пути, вероятнее всего, принесли сюда ночью волны бурной реки. Кстати, я никогда бы не подумал, что сила воды может сдвинуть КАМАЗ, но пока мы стояли в реке машина была передвинута волнами почти на метр, пока окончательно не увязла в каменистом дне.

16. Вторая попытка преодолеть реку Аксаут была предпринята на надувной лодке, но и она провалилась. Лодка оторвалась от натянутого троса, перевернулась и поплыла по течению. Через несколько метров ее вынесло на каменный остров и её "спас" все тот же Т-75 :).

17. УАЗ, на котором мы приехали в ущелье. За лесом посредине снимка начинается подъём к перевалу Халега (3027 м) вдоль одноименного притока Аксаута. Но река явно нас туда не пускает.

18. Третья попытка преодолеть реку была по настилу, расположенному в 2 км от лагеря, но и он оказался под водой. После трех неудач мы решили не рисковать и пошли в лагерь сушиться и завтракать.

19. Поспав пару часиков мы с Иваном пошли смотреть местные достопримечательности.

20. Чистейший горный ручей, впадающий в Аксаут.

21. Неожиданно вышло солнце. Получилось так, что я снял этот пейзаж в дождь, облачную погоду и под ярким солнцем.

22. Красота!

23. Споттинг по бабочкам :).

24. Вход в Марухское ущелье, недоступное для нас из-за реки.

25. Еще одна красота. Величественно!

26. Последний поселок на Аксауте - Рудничий - сейчас практически заброшен. Здесь распологается пограничная застава, ведь до границы с Абхазией меньше километра.

27. Похоже на баньку.

28. Разрушенное подземное хранилище.

29. Еще немного красоты :) и в лагерь.

30. На обед были приглашены и наши спасители. Они в черном в центре снимка.

31. Доктор перевязывает Больного :).

32. И так бывает :). Шучу, прикалываемся на прогулке.

33. Дождь и солнце. На снимке не видно, но идет сильный дождь.

34. Хасаутский ледник с которого берет начало река Аксаут.

35. Одна их вершин Главного Кавказского хребта. В этот день спать легли рано, так как мы были уставшие, но сквозь сон слушали песни :) в исполнении кавказских исполнителей, раздававшиеся из Нивы одного из присутствовавших. Больше всего запонилась "Черные глаза" :).

36. А с утра было солнце.

37. Но нам пора сворачиваться и ехать в аэропорт. Дорога заняла почти целый день.

38. Место стоянки должно остаться таким же, как было до нас.

39. Наш УАЗик готов.

40. По дороге мы делали несколько остановок,

41. Ну почему когда надо уезжать, всегда прекрасная погода?

42. Памятник депортированным в 1943 году на месте аула "Красный-Карачай". Из 1696 человек депортированных погибло 1005. Слишком большие потери :(.

43. Никогда раньше не видел свободно пасущихся лошадей.

Вот и закончилась наша поездка. Через несколько часов мы сядем в самолет и поздним вечером будем в Москве. В следующих репортажах я вам покажу очень интересные и непривычные ГЭС, расположенные на горных реках. До недавнего времени я даже не предполагал, что вода для турбины ГЭС может несколько километров проходить по огромным трубам, дюкерам, но об этом в следующий раз.

В заключении хочется сказать СПАСИБО всем организаторам этой поездки, ОАО "РусГидро" и всем тем кто проявил настоящее кавказское гостеприимство.

Спасибо!

Posts from This Journal by “Русгидро” Tag

• Закат на Бурейской ГЭС

Про Бурейскую ГЭС уже много написано, поэтому не буду напрягать вас техническими данными станции, а покажу летний закат на этом грандиозном творении…

• Зарагижская ГЭС

В самом конце 2016 года мне довелось побывать на пусках двух гидроэлектростанции на Кавказе. Про Зеленчукскую ГЭС-ГАЭС я успел сделать пост в прошлом…

• Зеленчукская ГЭС-ГАЭС

Не так часто в России запускаются новые ГЭС, а тем более такие необычные. С пуском 3-го и 4-го обратимых гидроагрегатов на базе действующей с 2006…

• Жигулёвская ГЭС

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута еще в 1910 г русским инженером Глебом Кржижановским, ставшим впоследствии…

• Нижне-Бурейская ГЭС. Амурская область

Несколько дней назад я писал о Бурейской ГЭС, которая в 2014 году была полностью сдана в постоянную эксплуатацию. Еще одной станцией, входящей в…

• Бурейская ГЭС. Амурская область

Почти в самом конце декабря, когда в Москве было +10°C я попал в настоящую зиму, посетив Бурейский каскад ГЭС. До вылета из Москвы прогноз по…

• Рождественская ярмарка в РусГидро

Скоро Новый год и Рождество. Уже практически все начали приглядывать подарки для друзей и родственников. Крупные подарки, конечно, все будут покупать…

• Ежегодный всероссийский конкурс "Энергия воды".

В 2015 году у меня в журнале была серия репортажей о российских ГЭС и с заводов производящих оборудования для гидроэлектростанций. Поездки были…

• 27,5 литров крови

Ваша кровь может спасти человеческую жизнь при тяжелых травмах и операциях, массивных кровотечениях и заболеваниях крови, септических состояниях,…

promo e_strannik january 1, 2016 00:00 318
Проект "Московское метро в фотографиях", начался в декабре 2012 года и продолжается по сей день. Сюда добавляются старые и новые станции, репортажи со строительства станций, короче все, что связано с московским метрополитеном. Все станции Московского метрополитена Смотрите уже…

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
paintbellu
Jul. 13th, 2015 07:16 pm (UTC)
хорошо все-таки на природе!)
e_strannik
Jul. 13th, 2015 07:18 pm (UTC)
А на такой, нетронутой человеком и величественной, еще лучше. Тем более городскому жителю, привыкшему к постоянной суете.
irrradem
Jul. 13th, 2015 07:24 pm (UTC)

Красивейшие места! И как обманчивы на картинках реки

e_strannik
Jul. 13th, 2015 07:28 pm (UTC)
Мы купались в реке Кубань в Невинномысске, зайдя по колено я был уже не в силах стоять на ногах. А это было уже на ровнине :). Вот такие они коварные, горные реки.
nasedkin
Jul. 13th, 2015 07:38 pm (UTC)
Ты меня опередил. У меня завтра будет пост про застрявший КАМАЗ, правда, более подробный :)
e_strannik
Jul. 13th, 2015 07:46 pm (UTC)
А у меня больше про природу :). Может с утра и лучше выкладывать, не угадаешь.
pbv1960
Jul. 13th, 2015 07:44 pm (UTC)
Кстати, завтра еду в Аксаут с женой сыном на Ниве на пару дней отдохнуть. Рад вашему путешествию, жаль, что не повезло с погодой и рекой. Маленькие уточнения: на другом берегу реки начинается подъём к перевалу Халега (3027 м) вдоль одноименного притока Аксаута, а уже с него траверсом Оборонного хребта и далее нижней части Марухского ледника выходите на Марухский перевал (2746 м), с которого начинается река Маруха (ущелье, параллельное Аксауту). Сделать это в течении светового дня и вернуться под силу только хорошо тренированной группе, вас хватило бы (и то с натяжкой) только на перевал Халега. Уж не обижайтесь, пожалуйста! Кстати, как раз на перевале Халега находятся обелиски в честь боёв за Кавказ. В 1977 году я (еще школьником) участвовал в массовом восхождении на пер. Халега, посвящённом защитникам Кавказа. Вот несколько фото с тех времён https://fotki.yandex.ru/users/pbv1960/album/469992/
Можно было пройти по тропе другого берега от автомобильного моста в 7 км ниже, но это удлиняет путь соответственно туда на 7 км и обратно на столько же.
И еще: граница не Грузией, а Абхазией :)
e_strannik
Jul. 13th, 2015 08:05 pm (UTC)
Не обижаюсь :). Про границу поправлю. Значит поедете по тем же местам. Удачи! Интересно будет посмотреть и ваши фото с Аксаута.
(no subject) - e_strannik - Jul. 13th, 2015 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pbv1960 - Jul. 13th, 2015 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_strannik - Jul. 13th, 2015 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pbv1960 - Jul. 13th, 2015 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pbv1960 - Jul. 13th, 2015 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_strannik - Jul. 13th, 2015 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pbv1960 - Jul. 13th, 2015 08:39 pm (UTC) - Expand
worobioff_ku
Jul. 13th, 2015 08:04 pm (UTC)
Далеко проникла война...
e_strannik
Jul. 13th, 2015 08:11 pm (UTC)
Да, 2 года Северный Кавказ был в окупации.
(no subject) - worobioff_ku - Jul. 13th, 2015 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_strannik - Jul. 13th, 2015 09:07 pm (UTC) - Expand
zhzhitel
Jul. 13th, 2015 08:21 pm (UTC)
Экстрим однако. И очень красивая природа.
e_strannik
Jul. 13th, 2015 08:58 pm (UTC)
Не без этого :).
livejournal
Jul. 13th, 2015 08:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
dervishv
Jul. 13th, 2015 08:35 pm (UTC)

saiga20k
Jul. 13th, 2015 08:42 pm (UTC)
Да, запоминающаяся вышла поездка.
(no subject) - dervishv - Jul. 13th, 2015 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_strannik - Jul. 13th, 2015 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dervishv - Jul. 13th, 2015 09:06 pm (UTC) - Expand
yamamasha
Jul. 13th, 2015 09:58 pm (UTC)
Как же красиво в горах!
shahtara
Jul. 14th, 2015 12:26 am (UTC)
Весело покатались! Природа прекрасна :)
e_strannik
Jul. 14th, 2015 09:44 am (UTC)
Да, природа у нас отличная, жаль, что мы не умеем пользовться этой красотой :(. Можно так развить туристическую отрасль, что весь мир будет к нам ездить.
aavenger
Jul. 14th, 2015 03:40 am (UTC)
Такова сила природы и ее воля :)))
e_strannik
Jul. 14th, 2015 06:14 pm (UTC)
)))
sapiensya
Jul. 14th, 2015 10:25 am (UTC)
пусть хоть где-то природа не будет тронута туристами ))) в этой "дикости" есть своя прелесть.
e_strannik
Jul. 14th, 2015 06:14 pm (UTC)
Туристы тоже могут быть цивилизованными и не приченять вред нетронутой природе. На Тайване, например, огромное колличество оборудованных горных маршрутов, но никакого мусора и вреда природе я не видел.
voronkov andrei
Jul. 14th, 2015 03:41 pm (UTC)
А по-моему, лимонад Карачаевского пивзавода лучший. Да и водка, которая у вас на фото засветилась, "Федеральная" тоже из Карачаевска.
И еще. в комментариях промелькнула фраза "Русские своих не бросают" Надеюсь, карачаевцы вас тоже в беде не бросили.
e_strannik
Jul. 14th, 2015 06:12 pm (UTC)
Карачаевцы и спасали!!! В комментарии, наверное имелись ввиду жители России.
dimakalinin
Jul. 14th, 2015 07:36 pm (UTC)
Круто, обожаю горы!
e_strannik
Jul. 14th, 2015 07:37 pm (UTC)
Я теперь тоже :).
i_russian_men
Jul. 15th, 2015 12:54 am (UTC)
Хорошо провели время))
Очень красива природа)
Почитал пост и как будто сам побывал в этом походе)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )